Pascal ABC
Задание 7. Простейшая программа
Приступим к созданию простейшей, линейной программы. Эта программа содержит минимум элементов.
Посмотрите Видеоурок 3 по данной теме. Обратите внимание на средства отладки программы и структуру самой программы.
Составьте программы вычисления площадей геометрических фигур:
- Прямоугольник
- Круга, если известен его радиус
- Прямоугольного треугольника по двум катетам
- Трапеции, известны основания с высота
Ответ предоставить в виде текстового документа с расширением txt. Для этого необходимо открыть программу Блокнот и скопировать в него текст программы. Сохранить документ присвоив ему имя Z001-Z004 (номер задания по порядку) с кодировкой Utf-8 - она выбирается в окне с соответствующим названием. Файл ответа прикрепляется к сообщению на форуме, каждое задание отдельный файлом.
Задание 8. Ветвления.
Важной составной частью программирования является возможность использования выбора действия в зависимости от того или иного условия. Выполняется это при помощи операций ветвления. Для знакомства с ветвлением скачайте и просмотрите
Видеоурок 4. и Видеоурок 5.
Вопросы:
- Как выглядит полная форма записи условного оператора?
- Какие условия могут быть использованы в операторе условного перехода и как они записываются в программе?
- Запишите командами языка программирования команду если значение переменной А меньше или равно 100, то значение А увеличивается в 10 раз, если больше 100 - уменьшается в 10 раз.
- Может ли после оператора THEN использоваться более одного оператора?
Задание 9. Ветвление (продолжение).
Начнем знакомиться с примерами применения условного оператора при решении задач программирования. В качестве примера возьмём довольно простую задачу: нужно пределить значение переменной Y, в зависимости от переменной X. При этом X - целая переменная, значение которой вводится с клавиатуры, Y - вещественная переменная выводимая на экран, как результат выполнения программы. Значение переменной Y вычисляется в зависимости от значения переменной X: если X меньше или равно -1, то Y получает значение выражения 2x2,если значение x больше -1, то Y получит значение 100+x.
Блок-схема | Программа | Описание |
|
program one; var x: integer; y: real; | Название программы и описание переменных. |
BEGIN | Начало программы |
cls; | Очистка рабочего поля программы |
Write('X = ');readln(x); | Будет выведен текст "X=" и запрос на ввод значения переменной X. |
if x<=-1 then y:=2*sqr(x) else y:=100+x; | Значение переменной X сравнивается с -1 и, если условие истинно, то Y значение квадрата X умноженного на 2. Если условие ложно, то Y получит значение X увеличенного на 100. |
write('Y= ',y); | Будет выведено на экран значение переменной Y. |
end. | Завершение программы. |
Составьте программу определения значение переменной Y, в зависимости от переменной X: - Если X меньше 0, то Y=X2
- Если X больше 0, то Y=√X
- Если X равно 0, то Y=200
Возведение значение в квадрат и извлечение квадратного корня выполняется с помощью функций языка программирования. Для получения информации о функциях языка программирования, воспользуйтесь ссылками на описание языка.
При составлении программы совсем не обязательно проверять все три условия: достаточно проверить два из них, так как если оба условия окажутся ложными, то истинным будет последнее, и проверяет его не нужно.
Вариант фрагмента программы представлен на рисунке. Дополните блок схему и составьте на ее основе программу. Копию текста программы отправьте на форум в виде прикреплённого файла в формате TXT, описанным выше способом.
Задание 10. Решение квадратного уравнения.
Одним из ярких примеров использования ветвлений при решении разных задач, является решение квадратного уравнения.
Задача: решить уравнение вида ax2+bx+c=0.
Таким образом, после ввода значений коэффициентов квадратного уравнения (переменные A, B и C) вычисляется значение дискриминанта (переменная D) и, в зависимости от его значения либо определяется значение корней уравнения, либо на экран выводится сообщение "корней нет".
Ознакомтесь с материалом, представленным на сайте 1 сентября.
|