Физика как наука о наиболее общих
законах природы, выступая в качестве
учебного предмета в школе, вносит
существенный вклад в систему знаний об
окружающем мире. Она раскрывает роль
науки в экономическом и культурном
развитии общества, способствует
формированию современного научного
мировоззрения. Для решения задач
формирования основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей
и познавательных интересов школьников
в процессе изучения физики основное
внимание следует уделять не передаче
суммы готовых знаний, а знакомству с
методами научного познания окружающего
мира, постановке проблем, требующих от
учащихся самостоятельной деятельности
по их разрешению. Подчеркнем, что
ознакомление школьников с методами
научного познания предполагается
проводить при изучении всех разделов
курса физики, а не только при изучении
специального раздела «Физика и физические
методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики
как составной части общего образования
состоит в том, что она вооружает школьника
научным методом познания, позволяющим
получать объективные знания об окружающем
мире.
Знание
физических законов необходимо для
изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.Значение
физики в школьном образовании определяется
ролью физической науки в жизни современного
общества, ее влиянием на темпы развития
научно-технического прогресса.
В
задачи обучения физике входят:
развитие
мышления учащихся, формирование у них
умений самостоятельно приобретать и
применять знания, наблюдать и объяснять
физические явления;
овладение
школьными знаниями об экспериментальных
фактах, понятиях, законах, теориях,
методах физической науки; о современной
научной картине мира; о широких
возможностях применения физических
законов в технике и технологии;
усвоение
школьниками идей единства строения
материи и неисчерпаемости процесса ее
познания, понимание роли практики в
познании физических явлений и законов;
формирование
познавательного интереса к физике и
технике, развитие творческих способностей,
осознанных мотивов учения;
подготовка
к продолжению образования и сознательному
выбору профессии.
Программа
по физике для основной общеобразовательной
школы составлена на основе Государственного
образовательного стандарта образования
по физике, обязательного минимума
содержания физического образования
для основной школы в соответствии с
Базисным учебным планом общеобразовательных
учреждений по 2 учебных часа в неделю в
7, 8, 9 классах соответственно. Данная
программа составлена в расчете на
использование учебников под редакцией
Громова для общеобразовательных учебных
заведений.
В
программе, кроме перечня элементов
учебной информации, предъявляемой
учащимся, содержится перечень демонстраций,
лабораторных работ и школьного физического
оборудования, необходимого для
формирования у школьников умений,
указанных в требованиях к уровню
подготовки выпускников основной школы.
Особое
внимание следует уделить организации
в конце основной школы «обобщающего
повторения». Если оно проводится в
соответствии со структурой программы,
то за основу берутся изученные
фундаментальные теории, подчеркивается
роль эксперимента, гипотез и моделей
при их формировании. Второй путь -
организация обобщающего повторения в
соответствии с содержательно-методическими
линиями: сила и взаимодействие; энергия
и ее превращения; строение и свойства
вещества; электромагнитное поле;
взаимосвязь теории и эксперимента в
научном познании.
Данная
программа используется для УМК Перышкина
А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным
перечнем учебников.
УМК
Пёрышкин
А.В. Физика. 7 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. - 2-е
изд. -Дрофа, 2008.
Пёрышкин
А.В. Физика. 8 класс: Учебник для
общеобразовательных учреждений. - 2-е
изд. -Дрофа, 2008.
Пёрышкин
А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник
для общеобразовательных учреждений.
-изд. - М.: Дрофа, 2008.
Методические
пособия
Сборник
задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.
И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 3.
Для
изучения курса рекомендуется
классно-урочная система с использованием
различных технологий, форм, методов
обучения. Программа направлена на
реализацию личностно-ориентированного,
деятельностного, проблемно-поискового
подходов; освоение учащимися
интеллектуальной и практической
деятельности. Учитывая неоднородность
класса, индивидуальные особенности и
состояние здоровья детей, учитель,
организуя дифференцированную работу
учащихся на уроке физики, может
использовать уровневый подход при
отборе содержания учебного материала.
Формы
текущего контроля: контрольные работы,
лабораторные работы, самостоятельные
работы, физические диктанты, индивидуальные
задания, тесты, устные опросы.
Для
организации коллективных и индивидуальных
наблюдений физических явлений и
процессов, измерения физических величин
и установления законов, подтверждения
теоретических выводов необходимы
систематическая постановка демонстрационных
опытов учителем, выполнение лабораторных
работ учащимися. Рабочая программа
предусматривает выполнение практической
части курса: лабораторные и контрольные
работы.
Контрольные
работы: в 7 классе-4; в 8 классе - 4; в 9 классе
- 4.
Лабораторные
и практические работы: в 7 классе - 8; в 8
классе - 9; в 9 классе - 4.
Рабочая
программа конкретизирует содержание
предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных
часов по разделам курса, последовательность
изучения разделов физики с учетом
межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся,
определяет минимальный набор
демонстрационных опытов, лабораторных
работ, календарно-тематическое
планирование курса.
Количество
учебных часов, на которые рассчитана
программа: в 7 классе - 68 часов (по 2
часа в неделю); в 8 классе - 68 часов (по
2 часа в неделю); в 9 классе - 68 часов
(по 2 часа в неделю).
|