ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение физике в старшей школе
строится на базе курса физики основной
школы при условии дифференциации.
Содержание образования должно
способствовать осуществлению
разноуровневого подхода, обеспечивающего:
общекультурный уровень развития тех
учащихся, чьи интересы лежат в области
гуманитарных наук или не связаны с
необходимостью продолжения образования
в таких учебных заведениях, где проводится
приемный экзамен по физике; в данном
комплекте документов этот уровень
соответствует уровню А;
необходимую общеобразовательную
подготовку учащихся, интересующихся
предметами естественнонаучного цикла,
позволяющую им поступить в учебные
заведения естественнонаучного и
технического профилей; этот уровень
соответствует комплекту документов
уровня В;
Ядро содержания школьного образования
в современном, быстро меняющемся мире
должно включать не только необходимый
комплекс знаний и идей, но и универсальные
способы познания и практической
деятельности. Школа должна учить детей
критически мыслить, оценивать накопленные
человечеством культурные ценности.
Физика, как наиболее развитая естественная
наука, занимает особое место в
общечеловеческой культуре, являясь
основой современного научного
миропонимания. Это определяет и значение
физики как учебного предмета в системе
школьного образования.
Раскрытие общекультурной значимости
физики как науки и формирование на этой
основе научного мировоззрения и мышления
составляют две приоритетные задачи при
всех указанных профилях обучения. В
числе приоритетных задач обучения
остается также необходимость ознакомления
учащихся с фундаментальными понятиями
и законами физики как важнейшей компоненты
общечеловеческой культуры. В
общеобразовательной школе актуальной
является и задача подготовки учащихся
к успешному изучению физики в вузах.
Методика преподавания физики в России
и других странах развивается по пути
вооружения учащихся методами научного
познания в единстве с усвоением знаний
и умений. Только при этом условии можно
достичь активизации познавательной
деятельности учащихся. Поэтому объектами
изучения в курсе физики на доступном
для учащихся уровне наряду с
фундаментальными физическими
понятиями и законами должны быть методы
познания, построения моделей (гипотез)
и их теоретического анализа. Выпускники
школы должны понимать, в чем суть моделей
природных объектов (процессов) и гипотез,
как делаются теоретические выводы, как
экспериментально проверять модели,
гипотезы и теоретические выводы. Они
должны понимать, что в основе научного
познания лежит моделирование реальных
объектов и процессов, что никакая модель
не может быть тождественна изучаемому
процессу или объекту, но вместе с тем
отражает его важнейшие особенности.
Без всего " этого у выпускника школы
не может формироваться научное мышление,
он не сможет отличать научные знания
от ненаучных, разбираться в вопросах
познаваемости мира.
Решающим фактором обучения и
интеллектуального развития ученика
является приобретение им опыта
познавательной деятельности. Поэтому
учебный процесс целесообразно
организовать так, чтобы изучаемые
основы физики и методы науки были
одновременно и объектом, и средством
учебного познания.
Перечень явлений природы, физических
и методологических понятий, содержащихся
в обязательном минимуме, нуждается в
расшифровке полноты и глубины их
изучения. Такая расшифровка приводится
в «Требованиях к уровню подготовки
выпускников средней школы» по
гуманитарному и общеобразовательному
уровням А и В.
Требования к обязательной подготовке
школьников в рамках инвариантной
составляющей - это описание в
деятельностнои форме необходимого
минимума предметного содержания
образования и специальных учебных
умений, которыми в обязательном порядке
должны овладеть учащиеся. При этом под
деятельностнои формой понимается
указание на деятельность, в процессе
которой ученик овладевает знаниями и
выявляет усвоенное. Эти требования не
обеспечивают полного решения задач
образования, но являются необходимым
фундаментом для их решения.
Нужно отметить, что минимально
необходимые для выпускника школы
знания и умения отнюдь не ориентированы
на низкий уровень усвоения материала
(уровень воспроизведения). Минимальность
требований следует понимать не как
минимально возможные (репродуктивный
уровень), а как минимально допустимые
с точки зрения общеобразовательной
значимости усвоения тех или иных
элементов физики. Предполагается, что
у большинства выпускников формируются
и дополнительные знания и умения,
круг которых определяется их способностями
и познавательным интересом.
Гуманитарное
значение физики как составной части
общего образования в том, что она
вооружает школьника научным методом
познания, позволяющим получать объективные
знания об окружающем мире.
Цели
обучения физики в таких классах следующие:
подготовка
школьников к выполнению ориентировочной,
конструктивной деятельности в
естественно-научной и технической
областях;
формирование
системы физических знаний и умений в
соответствии с Обязательным минимумом
содержания основных образовательных
программ среднего (полного) общего
образования (профильный уровень);
развитие
мышления и творческих способностей
учащихся;
развитие
научного мировоззрения учащихся на
основе освоения метода физической
науки и понимания роли физики в
современном естествознании;
развитие
познавательных интересов учащихся и
помощь в освоении профессиональных
намерений.
Знание
физических законов необходимо для
изучения химии, биологии, физической
географии, технологии, ОБЖ.
Курс
физики в примерной программе среднего
(полного) общего образования структурируется
на основе физических теорий: механика,
молекулярная физика, электродинамика,
электромагнитные колебания и волны,
квантовая физика.
Для
изучения курса рекомендуется
классно-урочная система с использованием
различных технологий, форм и методов
обучения.
Для организации
коллективных и индивидуальных наблюдений
физических явлений и процессов, измерения
физических величин и установления
законов, подтверждения теоретических
выводов рабочая программа предусматривает
выполнение практической части курса:
лабораторных работ, контрольных работы.
Формы
контроля: беседа, фронтальный опрос,
индивидуальный опрос, самостоятельная
работа, контрольная работа, тест,
работа по карточкам, самостоятельная
подготовка вопроса по изучаемой теме,
самоконтроль по образцу, подготовка
творческих работ, презентация работ
учащихся, физдиктанты, лабораторные
работы. Основные
виды проверки знаний – текущая и
итоговая. Текущая проверка проводится
систематически из урока в урок, а итоговая
– по завершении темы (раздела), школьного
курса.
|